Для многих из нас придумывать что-то новое — это процесс мучительный и долгий. А то, что в итоге рождается в муках, почти всегда не выдерживает критики. Есть другая крайность — когда человек выдает по идее в день, и неплохой, но сам ничего практически полезного для проекта сделать не может, быстро перегорает и разочаровывается. Очень редко эти две личности сходятся в одном человеке. Чаще — это все-таки группа людей, идейный вдохновитель и команда.
Сегодня мы попробуем выработать рекомендации по генерации хороших идей.
Как придумывать идеи
Вообще это процесс, слабо поддающийся классификации и анализу. Конечно, попытки создать универсальный рецепт по генерации идей были, но все созданные методики получались довольно субъективными и эвристическими (например, мозговой штурм). Или же настолько увязали в своей директивности и самоусложнялись, что из “точной инструкции, как надо делать” превращались в еще один метод проб и ошибок (ТРИЗ).
Но что-то из всех этих подходов можно позаимствовать:
- Помните, что любая инновация должна быть не просто «технологичной игрушкой», она должна решать проблему.
- Инновация должна отвечать интересам группы людей, аудитории, а не просто отвечать вашим амбициям и желанию попробовать «вот эту технологию»
- Она должна быть монетизируемой и масштабируемо, если в будущем вы видите ее продуктом и планируете создавать вокруг него компанию.
Однако если изначально с головой зарываться в анализ, то идея может и вовсе не родиться.
Традиционнный анализ вреден для идеи. Почему нельзя сесть за стол, разложить проблемы рынка по полочкам, соотнести все, увидеть закономерности и тут же предложить идею-решение?
Процесс анализа и процесс творчества — это компетенции разных полушарий. Если слишком рационализировать процесс креатива, то интуиция будет зажата рамками рассудка, что в итоге плохо скажется на качестве идеи.
Аналитическую работу проводить, конечно, нужно. Но лишь с целью подготовить почву, дать мозгу пищу для размышлений. А потом — на время забыть об анализе и дать волю воображению. Отвлечься. Почитать книгу “не по теме”, прогуляться по городу, помедитировать — тут уж что любите.
Так автор смарт-часов Pebble однажды купил себе дорогой смартфон и одновременно увлекся велосипедными прогулками. Так он столкнулся с необычной проблемой: постоянный страх того, что он может выронить телефон на крутом вираже. Какая мысль пришла немногим позже? Что круто было бы иметь гаджет на запястье с базовыми функциями смартфона, который было бы сложно потерять или повредить.
Итак, если вы правильно подготовили базу для рождения идеи, то:
- Вы постоянно держите проблему в голове. Это такая легкая форма одержимости, и она сыграет вам на руку!
- Вы наблюдаете за внешним миром не просто как зевака, а подсознательно смотрите через призму проблемы.
- Любая случайная прочитанная мысль или услышанная новость могут внезапно вступить в реакцию с проблемой — и на стыке родится оригинальная идея. Это звучит немного фантастично, но часто работает.
- Проверить, нет ли готовых аналогичных решений. Если есть - оценить плюсы и минусы, взвесить, можно ли гипотетически сделать конкурентный продукт.
- Подумать, а интересно ли это кому-то, кроме вас (снова гипотетически, соцопрос устраивать не стоит — только себя расстроите, в стартапы в начале пути особо никто не верит).
- Подумать о том, реализуемо ли это технически, хватает ли конкретно ваших знаний хотя бы для реализации базовых функций. Кстати, вот здесь есть отличная база всевозможных API — вероятно, они сами по себе натолкнут вас на идею для нового проекта.
- Подумать о возможной монетизации, иначе вы, как минимум, просто не сможете плноценно работать над проектом.
- Подумать о возможном масштабировании.
- Выделить потенциальные трудности, предложить примерный план по их преодолению.
- Если идея неоригинальна или не выдержала испытания пунктами выше — не унывать и искать новую. Старания всегда вознаграждаются.
Проекты для HackDay — о чем они могут быть?
На хакатон вы должны прийти с питчем, это такая речь-презентация на полторы минуты — чуть позже мы выпустим материал, как правильно готовить питчи. А у вас пока должна быть четкая концепция: что, как и для кого вы собираетесь делать — иначе команду заинтересовать просто не получится.
По тематике: особых ограничений нет. Это могут быть коммерческие проекты и социальные, игры, сервисы для узкой аудитории, социальные, мобильные приложения, роботы или технологии дополненной и виртуальной реальности.
Отдельно на HackDay есть спонсорские направления — например, на прошлом были телеком-идея и 3D-приложение. Если интересны лавры и возможность работы с партнерской поддержкой «больших компаний», предложите идею для них.
Наверное, главный критерий хорошей идеи — проект должен нравиться лично вам. Без страстного желания его сделать ничего не выйдет.
Чего вам не хватает в этом мире именно вот сейчас? Подумайте, наверняка в вашем подсознании что-то уже есть.
Ну и сходите на сайт HackDay. Вполне возможно, HackDay в вашем городе уже скоро.